Что является символом старинного западного пригорода в Казани? Храм Всех Религий – это ответит любой татарский школьник. Об экскурсии туда мы и поговорим в данном обзоре.
История появления Храма Всех Религий
«Барлык Диннэр Гыйбэдэтханэсе» – именно так звучит название объекта по-татарски. Идиому можно перевести как «Центр Духовного Единения». История названной достопримечательности Казани уходит корнями в начало 90-х гг., когда самая прозорливая часть татарской интеллигенции поняла, что население СНГ пытаются перессорить злые внешние силы, которые сеяли в обществе дух вредного национализма и сепаратизма.
Автор проекта – Ильдар Ханов. Идея Храма родилась у него в голове после странствий по Тибету и Южной Азии, население которых не признает наций. Оно верит в дух отдельно взятой персоны, способной перевоплощаться в телах разных рас и религий и даже в животных. Знаменитый путешественник являлся еще и целителем. Увы, в 2013 г. его не стало. Место для ансамбля, воплощающего бренды верований Земли – его родное село.
Строительство Храма Всех Религий в Старом Аракчине началось в 1992 г. В год смерти упомянутого мыслителя, являвшегося по специальности художником, архитектором и скульптором, его дело продолжили сподвижники – брат Ильгиз и сестра Флюра. Они заявили, что комплекс задуман не для того, чтобы люди молились тут какому-то единому богу. Скорее это архитектурный символ всех конфессий нашей планеты, их своеобразный музей.
3D-панорама Вселенского храма
В апреле 2017 г. в одной комнате храмового комплекса возник пожар. Здание спасли, однако десятки произведений искусства были навсегда утеряны. Последствия стихийного бедствия устранены. Штат экскурсоводов продолжает работу в обычном режиме. Фонд пополняется новыми предметами хранения. Среди них много очень любопытных вещиц.
Окружающее пространство и экстерьеры
Как и все культовые строения в городе Казань, Храм Всех Религий поражает наблюдателя изящностью форм, удачным сочетанием сложных и простых структур, символичными для каждой веры цветовыми гаммами. В итоге все это воспринимается глазом необычайно свежо. Ярким акцентом выделяется на фоне соседних (вполне прозаичных) сооружений. Уже оказавшись на пристани или на ЖД-станции Аракчино, вы вдруг замечаете… сказку.
Сакральный центр выгодно смотрится на местности, будучи удачно вписанным в центральную часть названного жилого массива, являющегося сектором одного из районов Казани – Кировского. С одной стороны его окружает один из волжских заливов (место оживленной паромной переправы). С трех остальных – окруженный пышными садами частный сектор. Вид с воды наиболее выгоден, так как не затруднен растительностью.
Пройдя от воды через безлесный болотистый участок (по удобному понтону) или с пристани (по комфортному проезду), посетитель упирается в кованую оградку и выкованные с удивительным вкусом ворота. Первыми его встречают сувенирная лавка (со стороны автомобильной дороги) и озвученная в начале статьи надпись, «смотрящая» на ЖД. Она выложена на очень низком периметре (он не закрывает фасад для пассажиров).
В плане ансамбль имеет довольно сложную (хотя и строго геометрическую) форму. А на севере образовался даже закрытый дворик. Есть и два отдельных строения – башня и яркая часовенка. Хотя объект только строится, зритель, рассматривая фасады, узнает:
- «усредненную» по стилям мечеть;
- зороострийское капище (Иранский зал);
- иудейскую синагогу;
- пагоды (традиционные для учений японского дзен-буддизма и китайского дао);
- тибетско-монгольский храм (как и пагоды, он – часть зала Чайных церемоний);
- католическую церковь;
- башню протестантской кирхи;
- православный собор (все три соединены в Зал Иисуса Христа);
- вычурные индуистские обители (индонезийские и индийские);
- зал ведических церемоний (в его реконструкции помогают планы археологов);
- ритуальную пирамиду Майя;
- масонскую ложу (у «вольных каменщиков» место для собраний обычно выполнено в виде раннего викторианского, то есть псевдоготическо-ампирного здания, так как учение получило популярность на Западе в начале позапрошлого столетия);
- башню розенкрейцеров (сторонников ревизии христианства или «антихристиан»);
- Египетский зал (характеризуется наличием массивных полурастровых колонн с лотосообразными капителями, мрамором и статуэтками нескольких фараонов).
Являясь различимыми по стилю, фасады, тем не менее, сочленены, представляя собой единый массив. Поэтому люди не сведущие в архитектуре могут опознать ту или иную веру по навершиям (лишь башни, купола и конусы являются отдельными деталями).
Именно таким образом визуально передается идея эзотерической задумки: «единство разных», «равнозначимость», «единение без подчинения». Объекты для экспонирования поставляются сторонниками Ильдара Ханова и Святослава Рериха со всех стран мира.
Внутреннее убранство
На сегодня для посещения уже открыты украшенные мозаичными элементами, традиционными элементами дизайна, коврами, картинами, колоннами, скульптурами и разными поделками залы:
- Египетский,
- Чайных Церемоний,
- Театральный,
- Иисуса Христа,
- Инопланетного Разума.
Не стоит забывать и о Картинной Галерее, главным фондом которой выступают «энергетические» живописные произведения от династии Рерихов.
Сильнее прочих привлекают взгляд резная мебель в Чайном Домике (столы и диваны, выполненные из массива ценных пород, повторяют растительные формы – нет ни одного прямого угла). Дом этот действительно удобен для чаепития (в наличии подушки, стол и резные диваны с грядушками в виде переплетающихся стволов, фарфоровые чаши, самовар и т.д.).
В иных локациях сотни статуэток из Тибета, государств Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. На 3-й позиции – сама отделка и картинное украшение стен. Чего только нет – витражи, майолика, кладка с использованием узоров по камню, изразцы. Еще резьба, арочные ниши, готические ажурные окна, иудейские подсвечники, гобелены, панно на библейские темы и некие произведения христианской скульптуры.
Нашлось место и для фотопейзажей мест силы, сделанных путешественниками-эзотериками, и для причудливой посуды разных времен и народов, и для картин-мандал, и для утилитарных предметов с вышитыми на них чудными элементами с арабской вязью. Одно из главных достоинств музея – копии реальных артефактов, сделанных когда-то самыми древними адептами представленных верований, учений и мистических культов.
Подкупольные пространства украшены воспроизведенными элементами реальной росписи мечетей, дацанов, ватов (ступ), даосийских или буддийских пагод, а еще христианских храмов.
Любопытно: зал Иисуса Христа отделан не только камнем, но и деревом. Дается намек на первые христианские строения Восточной и Северной Европы. Центральный сюжет указанной части заведения – Троица и лики Святых Апостолов.
Театральный зал устроен под любителей поэтических вечеров и спектаклей. Тут есть все для организации представлений – как для артистов, так и для зрителей. Прочие же квадратные метры больше смахивают на богатые отделы некого музея восточных культур.
В тему — Прогулка по пешеходной улице Баумана
Интересные факты
Не стоит думать, что весь комплекс – символ одних только религий. Внутри него вы насладитесь фольклорными представлениями Театрального зала, авангардной живописью в коридорах Картинной Галереи и выставкой удивительных вещей в одном блоке. Создатели окрестили его «Инопланетный Разум». Снаружи он выдает себя деталями, которые спроектировал Святослав Рерих – сын художника-ведиста Николая Рериха.
Пространство расширяется по мере увеличения социальной значимости. В планах у хозяев-смотрителей ХВР (часто являющихся еще и гидами) строительство экологической школы, мемориала Павшим и реабилитационного центра для всех зависимых.
Немалую роль сыграет и площадка для конференций. На глобальные темы… Основное же ноу хау описываемой экспозиции – прием культовых раритетов, «философских» живописных полотен или древних исторических артефактов от всех неравнодушных к Поиску людей.
При постройке ансамбля создатели старались использовать экологический материал – природный камень, выполненный по старинной технологии кирпич, дерево и так далее. К слову, в Чайном Зале присутствует интерьер комнаты, в которой проживал Ильдар Ханов.
Внешние стены, по словам экскурсоводов, волшебные – дотроньтесь, и желания сбудутся.
Отзывы о посещении храма
- «Осмотр храма Всех Религий в Казани – наша самая запоминающаяся городская прогулка. Исследовали комплекс всей семьей. До сих пор под впечатлением. Каждому советуем здесь побывать».
- «В Картинной Галерее иногда проводятся мастер-классы для молодых художников. Приезжайте…».
- «Мы с женой тут уже третий раз. Внутренний облик комнат постоянно меняется».
- «Вход недорогой. Нам все понравилось».
- «Здорово».
- «Необычайно колоритное место. Сделал более 300 кадров на камеру».
- «Как ни зайду – тут стройка. И вообще не пойму я этой самодеятельности».
- «Люди! Помогите материально закончить проект. Ведь все тут на народные деньги создается. Идей много, а средств мало».
Не пропустите — Лучшие экскурсии в Казани
Где находится храм на карте Казани
Координаты GPS – 55.800621, 48.974901.
Как добраться до достопримечательности
На автобусе №2 или №45 – остановка «Переправа».
Маршрут для авто «Центр Казани – Вселенский храм» на карте:
Полезная информация
- Адрес — улица Старо-Аракчинская, 4, Казань.
- Телефон — +7-843-526-85-83.
- Время работы — с 8:00 до 20:00.
Как видно на фото, описанное сооружение, наряду с мечетью Кул-Шариф, достойно возглавить список казанских достопримечательностей. Его адрес знает любой горожанин, а также тысячи жителей Татарстана. Здесь собраны «визитки» и «изюминки» 16 религий нашей планеты – «мертвых» и нынешних. Закончили ознакомительную экскурсию? По соседству с комплексом еще много интересного – воспользуйтесь названной выше станцией электрички или автобусной остановкой. Есть тут и где перекусить – кафе и продуктовые магазины все на той же Старо-Аракчинской улице.
Есть чем дополнить? Пишите по адресу tur-ray@tur-ray.ru или оставляйте комментарии ниже.